Главная | Правила | Каталог | Регистрация
Запомнить?

Франсуаза Саган

Если жизнь - это череда происшествий, то для Франсуазы Саган это череда ощущений, которые вызваны этими происшествиями. Можно даже сказать, что она и существует благодаря им, а ее герои (часто подразумевающие ее саму) двигаются в собственных мирках, которые похожи на пучки кожных рецепторов, впитывающих окружающий мир.

Редко можно найти человека, сохранившего способность к такому сильному сенсорному восприятию мира, которое обычно наблюдается у подростков и которое легко заметить в ее первых книгах (Bonjour Tristesse, Un Certain Sourire, Les Merveilleux Nuages, Aimez-Vous Brahms?). Порой кажется, что каждая страница - это тысяча прикосновений времени, судьбы, общества, людей, даже собственных мыслей. Если вы действительно хотите убедиться в правоте моих слов, возьмите ее книги. Они лучшее доказательство.

Франсуазу Саган можно обвинить в узости проблематики, так как ее герои живут исключительно по законам любви, которую трудно постичь и уж тем более сохранить. Потребность в любви и невозможность ее осуществления - вот главная тема. Но каждый свой шаг герой оценивает достаточно ясно, даже более чем адекватно, и в плену ли радости он или горя - везде кажется что-то роковое, что-то мешающее осуществлению самой главной потребности. Трудно найти веселье в смехе ее героев, потому что его там нет. Ее герои чаще смеются, чтобы заполнить неловкую паузу, не дать ответа. Смех - как сигнал к чему-то еще более серьезному и роковому, нет надежды, нет возврата.

Ее произведения отличаются социальной замкнутостью, выводящей на арену театра людей высшего общества, богемы. Это обеспеченные люди, чье призвание - заниматься всем, кроме работы: выставками, приемами, вечеринками, презентациями… Эти люди со своими привычками, комплексами и отклонениями. Кажется, дай им в руки лопаты, так через пару-тройку дней активной трудовой жизни все пойдут на поправку без каких бы то ни было клиник и психологических консультаций. Возможно, безделье и есть виновник их бед, но книги не об этом.

Названия ее книг кажутся вырванными страницами, исписанными мелким почерком, где случайно мелькают слова: Здравствуй, грусть, Смутная улыбка, Волшебные облака и т.д. Где связь между ними и героями? Она тонка, прозрачна, как и то ощущение, которое вызвало их. Сказал - и забыл. Росчерк пера - не больше. Но за ними все то живое и пульсирующее, что хранят фотографии и памятные вещи, и это не только воспоминания и бестелесные фрагменты памяти, это и дрожь в коленках, учащенное сердцебиение, приступ отчаяния, то есть - все чувства, скрытые за одним движением губ, произносящим слова, за одним взглядом, читающим с листа.

К сожалению (может быть), Франсуаза Саган ограничивает себя этим заповедным кругом и не может переступить черту. Ее слова "Иногда в своих мечтах я вижу себя лежащей на пляже. И ничего не делающей. Словом, в раю для ленивых, где не надо трудиться..." лишний раз доказывают, какого стиля придерживается Саган. И, подводя итоги, скажу: хороша или плоха Франсуаза Саган - неважно, каждый решает сам. В конечном итоге "в раю для ленивых" должен быть свой писатель, куда же без него

.

Комментариев нет

Оставить комментарий
Ваше имя:
Комментарий:

Реклама: