Главная | Правила | Каталог | Регистрация
Запомнить?

Франц Кафка и его романы

Взгляд изнутри всегда интересен, и мы часто стремимся узнать, что скрывается за кулисами в театре. Романы Кафки - это взгляд не просто путешественника на Европу, а человека, который прожил целую жизнь и вдруг стал писателем. Вернее, его сделали таковым.

С одной стороны, проза Кафки довольно небогата в идейном смысле, с другой стороны, его идеи постоянно развиваются, несут что-то новое.

Всего три романа: "Америка", "Процесс", "Замок". Три романа, написанные не для печати и которые не завершены. Именно в такой последовательности их лучше читать, так как первый и второй, на мой взгляд, - вроде черновика для последней, самой сильной и значимой работы. Во многом его творчество ярко автобиографично и объясняется собственным опытом.

Одним постоянным мотивом в произведениях Кафки можно считать мотив одиночества человека, его замкнутости в этом одиночестве и безысходности. Герои Кафки окружены людьми, друзьями, родственниками, даже возлюбленными, что никак не помогает им вырваться из этого состояния. В центре каждого произведения - герой-одиночка. В нем нет ничего романтического, он просто один. Он просто одинок и не находит никого близкого себе по духу или силе. Этот человек довольно слаб, он зависит от общества и желает быть в нем, свою отграниченность от мира воспринимает как тяжелое бремя. Герой этот явно не героичен, он стремится слиться, обрести связи с этим миром. Чем дальше, тем сильней проявляется конформизм человека.

Можно даже говорить об одном главном персонаже, который объединяет романы. Он получает свое развитие именно в хронологическом плане. Сперва это юноша, затем мужчина. Степень обезличивания проявляется даже в имени героя: от полного имени до просто инициала "К" в "Замке".

В "Процессе" наиболее остро выступает тема "игр по правилам". Подвергнувшись обвинению в каком-то неизвестном преступлении, герой поначалу не обращает на него внимания. Затем начинается серьезная борьба с судебной системой. А это и является главной ошибкой. Стоит только принять правила, по которым играют все остальные (т.е. другой мир), ты как бы невольно допускаешь этот порядок мирового устройства, затем не отрицаешь его и сдаешься на его милость. Роман оканчивается довольно символично: главного героя ведут на казнь и убивают ножом. Эту смерть, пожалуй, не стоит воспринимать как смерть физическую, сам удар предполагает духовную, личностную смерть, то есть человек становиться уже неотделимой частью этого бюрократического мира.

Возможность сопротивления, протеста не рассматривается как выход, все принимается таким, как есть, и не терпит вмешательства.

Если в самом начале герой еще сомневается в устройстве всей судебной системы, размышляя над каким-либо малейшим переустройством, то в последующем романе герой, оказавшись приблизительно в тех же условиях, не стремится даже предпринять этих попыток.

На мой взгляд, самый сложный, самый интересный роман - "Замок", своего рода концепция жизни Кафки. На чем основан такой вывод? Напомню: свои произведения он писал не для печати, а для себя, во-вторых, завещал сжечь после смерти. Но последняя воля была нарушена. Этот роман является итогом всего творчества и долгого пути в познании собственного "я".

В романе почти нет действия, что подразумевает изначально некоторую статичность повествования. Диалоги героев часто представляют собой косвенную речь. Более того, эти диалоги в основном формальны - сперва идет длиннющее монологическое высказывание одного персонажа, затем другого.

Только благодаря такому способу повествования создается "эффект воронки" (кружения над одной точкой), которая затягивает читателя внутрь, не расширяя повествовательную линию по горизонтали, а углубляя уровень текста. Постоянное "проговаривание" одних и тех же событий разными персонажами, а затем переосмысление через призму следующего события просто парализуют развитие сюжета, как бы сводят его на нет. Чем и объясняется желание отбросить книгу, переключить внимание на хоть что-нибудь иное. Кроме этого, зацикленность на одном и том же одновременно усыпляет и активизирует мозговую деятельность, возникает ощущение близкого помешательства, невозможности осмыслить данную ситуацию во всех взаимосвязях. Этот эффект вызван тем, что каждое действие героя, любая фраза имеют последствия. Герой же занят тем, что старается предугадать результат. И чем дальше он идет в своих трактовках, тем запутаннее становится собственное положение. Это и является ошибкой: человек как бы приходит из другого мира с набором собственным знаний, ассоциаций, приемов. Он чужестранец, его не понимают окружающие, несмотря на то, что говорят на одном языке. Чтобы как-то адекватно общаться и жить в этом мире, герой старается узнать все больше и больше. Сложившуюся ситуацию можно проиллюстрировать поговоркой "Со своим уставом в чужой монастырь не лезь", то есть надо заручиться определенным набором приемов для нормального процесса коммуникации.

Все это ведет к постепенной утрате индивидуальности: герой никак не стремится пробиться сквозь явно запутанную глупую систему бюрократии, все его силы направлены только для получения собственных благ, выгод, для слияния с окружающим миром.

Это как бы итог человеческой жизни. Получается, что мы все в рамках нашего общества. Если мы хотим жить в нем, то надо знать определенную систему кодировки. Иначе - неминуем провал.

И хотя каждый человек рождается без этих знаний, у него есть врожденные механизмы для их приобретения в процессе развития (что-то вроде врожденных рефлексов для приспособления). Следовательно, сохранить себя, свою личность в первозданном виде невозможно. И даже если человек пытается бунтовать, он обречен это делать по некоторым правилам, иначе его не поймут (равноценно тому, что практически невозможно объяснить абстрактные понятия человеку, не говорящему на твоем языке).

Такое мировосприятие, воплощенное в форму литературного произведения, поражает своим пессимизмом и чувством вины, за этот конформизм, за неспособность сохранить себя

.

(c)Ksegelen

Комментариев нет

Оставить комментарий
Ваше имя:
Комментарий:

Реклама:

Заказать Акувью Оазис линзы, только лучшее на сайте Linzy.ru.
У нас можно купить напольные и навесные кухонные Шкафы.